«A posteriori: от объекта к плакату, или Фото без шопа»

27 марта в 18.00 в Галерее Белорусского союза дизайнеров (ул. Брилевская 14) откроется выставка белорусских «постановочных» плакатов «A posteriori: от объекта к плакату, или Фото без шопа». Белорусский союз дизайнеров покажет плакаты из своей коллекции, большинство из которых будут представлены вместе с изображёнными на них реальными объектами.

 «Постановочный» плакат является одной из характерных особенностей белорусского плакатного искусства, альтернативной традиционному, распространенному во всём мире рисованному постеру. Для создания таких плакатов авторы изготавливают в материале оригинальные, неожиданные объекты или делают инсталляции, чтобы иметь возможность их сфотографировать и использовать изображение на плакате.

 Белорусский «постановочный» плакат родом из «до-фотошопных» времён. Так, большинство плакатов, представленных на выставке, создавались в конце 80-х - 90-е годы прошлого века. В те времена «смастерить-сфотографировать» было самым оперативным и доступным способом создания плаката. Хотя бывало и наоборот: например, для известного плаката «Перестройка» Владимиру Цеслеру – одному из основателей «постановочного» направления в белорусском плакате - пришлось выкрасить в яркие цвета целый танк.



Для «постановочного» плаката автор выбирает простой предмет из реальности и, сохраняя его узнаваемость,  изготавливает из него модифицированный объект, лишённый нейтральности предмета, вызывающий улыбку или, напротив, отталкивающий, как чёрная свинцовая свеча на плакате Руслана Найдена «Сhernobyl». Делая объект, автор усиливает типичнейшие качества привычного предмета, добавляет ему новое свойство или помещает в неестественные обстоятельства, и тем самым выходит за пределы быта и повседневности, создаёт новое эстетическое пространство плаката, что позволяет ярко и нестандартно раскрыть любую тему.


Руслан Найден
    Сергей Плотников


То, что объект реальный, а не рисованный, способствует усилению достоверности плаката, эмоциональности его восприятия. При этом созданный объект сам по себе может быть совсем простым и невпечатляющим (загнутый гвоздь на плакате Владимир Голубева «Руiна» или «заколоченный» скобами бумажный человечек с плаката Юрия Тореева к спектаклю «Офис»), но при увеличении, кадрировании на плакате он приобретает нужную выразительность.



«Постановочные» плакаты не единожды приносили белорусским авторам призы на международных конкурсах (работы «Cheese» и «Jazz Tour» Владимира Цеслера и Сергея Войченко получили призы Международного биеннале плаката в Варшаве, а «Ганьба» Александра Новожилова - приз в Лахти). На выставке в Галерее БСД будут представлены плакаты и объекты Владимира Цеслера, работы Юрия Тореева для спектаклей Купаловского театра, плакаты Дмитрия Сурского, Руслана Найдена, Сергея Саркисова, Сергея Плотникова и многих других авторов. При этом зкспозиция не будет ограничиваться ретроспективным показом: на выставке также будут представлены работы последних лет.


Владимир Цеслер


Нынешняя выставка в Галерее БСД – первая попытка исследования «постановочного» плаката как характерной особенности белорусского плакатного искусства.
Выставка проводится при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь.

«A posteriori: от объекта к плакату, или Фото без шопа» можно посмотреть в Галерее БСД до 26 апреля 2013 года.


Галерея БСД
ул. Брилевская 14
Время работы: по будням с 11.00 до 18.00
С 27 марта по 26 апреля 2013 г