Белорусский союз дизайнеров

Инфопартнёры:

 

16 января 2015 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялось открытие выставки скульптуры и графики Андрея Осташова (род. 1970) «Девичий Дозор». Экспонирование пройдёт с 17 января по 12 февраля 2015 года.

Современное прочтение классической скульптуры из бронзы, масштабные фигуры прекрасных девушек-воительниц, цветная графика и необычный авторский подход к пониманию женской сути в окружающем нас мире – всем этим делится со зрителем известный белорусский художник.
Одновременно с открытием персональной выставки автор передаёт в дар десять скульптур из серии «Дети», созданной в 2011 году.
Ещё одно отличие выставки от привычных вернисажей – возможность дотронуться, буквально прикоснуться к некоторым произведениям в экспозиции. С разрешения автора и музея они будут доступны посетителям для тактильного осмотра.
К слову сказать, Андрей Осташов сегодня – первый отечественный скульптор, представивший современное искусство Беларуси в престижных залах Государственного Русского музея Санкт-Петербурга в 2013 году. В том же году стал обладателем премии в области искусства «Вера» в номинации «За широту замысла и грандиозность воплощения» по итогам VII Московского международного фестиваля искусств «Традиции и Современность».

В музейном магазине можно приобрести полноцветный каталог произведений мастера.

Новый творческий проект известного белорусского скульптора Андрея Осташова «Девичий Дозор» невольно настраивает на путь сравнения и проведения параллелей. Ведь архетипичный образ девы-воительницы или прекрасной амазонки (взять хотя бы вазопись и скульптуру Древней Греции) сопровождал развитие изобразительного искусства испокон веков. Мифы об амазонках вдохновляли художников Ренессанса, поэтов и драматургов «золотого века» испанской литературы. Тема эта исключительно важна и для восточной традиции, достаточно вспомнить японских женщин-ниндзя, вошедших в историю под поэтичным именем «куноити» − «смертоносные цветы». Образ женщины, вооружённой «луком и стрелами», чрезвычайно популярен и сегодня. Он завоёвывает пространство художественной сцены от contemporary art до массового кинематографа в фильмах жанров фэнтези и «girls with guns».
Приведённые примеры не исчерпывают пространство интерпретаций, которое задаёт название выставки. Ведь есть ещё и самое главное − авторское прочтение. Наверное, поэтому в скульптурах Осташова мы не увидим традиционный образ «хищной амазонки». Нет, в пластике его героинь мы не найдём и тени угрозы, несмотря на полное боевое снаряжение. Они стражники, но стражники воображения, игры, они ангелы-хранители авторских мечтаний и фантазии. По словам самого художника, «эти девочки-дозорные стоят на страже, не впуская глубоко внутрь чёрствость и циничность повседневности, сохраняя мир, созданный воображением, где всё легко и прекрасно, от внешнего мира. Выставка «Девичий Дозор» именно об этом. Дозор хранит внутренний мир в чистоте, мир в котором я свободен и более чем жив, нежели в реальности».
Андрей Осташов создал целый скульптурный отряд стражниц-дозорных, чтобы охранять этот эфемерный внутренний мир. Не изменяя своей главной теме – образу маленькой девочки, художник нашёл новые формы выражения, трансформировав «милую и шаловливую прелестницу» в подростка, играющего во взрослые игры. Трогательные, нежные, изящные женские тела, абсолютно лишённые мускулатуры, призваны выполнять «серьёзную миссию». Именно поэтому художник смело добавляет к их образному решению различные военные атрибуты: от оружия и доспехов до гиперболизировано удлинённого головного убора в духе фантастического реализма Ганса Рудольфа Гигера с его знаменитым персонажем «Чужой».
В данном проекте Осташов выступает не только в амплуа скульптора, он охотно делится и своими графическими работами. Правда, в них он избирает в качестве предмета исследования скорее стихию детских игр. Произведения привлекают внимание искренней влюблённостью в милые сердцу подробности детства: плюшевые игрушки, карнавальные маски, игры в прятки. В этих работах Осташов вступает на позицию стороннего наблюдателя, подглядывающего за затейливой жизнью своих барышень. Об этом говорит «дневниковый характер рисования», беглость зарисованных зрительных впечатлений, наподобие тех записей, которые каждый из нас оставляет в своих блокнотах.
Замыкает же его девичью труппу скульптура «Самурай с опиумной трубкой», словно своеобразная персонификация автора в этой пьесе под названием «Девичий дозор». Осташов буквально играет по всем фронтам. Он и сочинитель, и режиссёр, и исполнитель. Он создаёт свой мир, свой театр, свою мифологию.
Отсюда театральность как стержневой аспект творчества Осташова. Не чуждый нарочитости, цитатности в образной характеристике персонажей, не скованный тем, что называется тема или стиль, он создаёт свой замысловатый мир, в котором сохраняет умение «впадать в детство», создавать воображаемые миры, заселённые принцессами и экзотическими амазонками. Весь этот игровой план не является условным. У него есть своя укоренённость. И здесь бесценен личный опыт художника, связанный с взрослением его дочерей. А иначе как можно было бы добиться такой «приближённости» к своим персонажам? Но немаловажен и общий постмодернистский импульс игры. И в этом смысле творчество скульптора органично укладывается в русло общих стилистических тенденций эпохи, в частности, в контекст так называемого «синдрома игры в искусство».
Действительно, география образов художника широка. Ему интересны и Европа, и Азия, и Америка, и, конечно, мифологические миры. В его «воображаемом музее» можно обнаружить стилистику маньеризма, рококо и арт-деко. Но более всего обращает на себя внимание интерес к ориентализму. Это проявляется в изысканных вытянутых силуэтах, в какой-то сомнамбулической самопогружённости его персонажей, в свободном «жонглировании» предметами быта и прикладного искусства дальневосточного региона.
При этом скульптор не «зарывается в историзме и этнографизме», он создаёт своеобразные вариации на тему «истории искусства».
Наверное, поэтому Осташов и столь привлекателен для зрителя. Поскольку в своём искусстве он отводит ему место активного соавтора, подбирающего ключи к интерпретации его произведений. Работы мастера завораживают и интригуют, их хочется расшифровывать, опознавать их сюжеты, характеры и образы. Откровенная чувственность и эротичность вызывают желание не только смотреть, но и трогать их руками, и обладать ими. Сегодня Андрей Осташов – один из самых востребованных скульпторов.

Екатерина Изофатова,
искусствовед, старший научный сотрудник
отдела научно-просветительской работы
Национального художественного музея Республики Беларусь

Об авторе
Андрей Осташов (р. 1970 г., Лида, Беларусь).
Профессиональный скульптор. Работает в камне и бронзе. Занимается рисунком и графикой. Автор художественных плакатов и буклетов. Живёт и работает в Минске.
1997 г. – закончил отделение скульптуры Белорусской государственной академии искусств в Минске в мастерской Геннадия Ильича Муромцева, дипломная работа – под руководством Александра Михайловича Финского.
2004–2005 гг. – преподаватель рисунка на отделении архитектурного дизайна в Государственном институте социальных технологий при Белорусском государственном университете.
1998–2003 гг. – преподаватель скульптуры и композиции в Минском художественном училище им. Александра Глебова.
Член Белорусского союза художников с 1999 г.
Член Бюро секции скульптуры Белорусского союза художников с 2005 г.
С 1995 г. – участник более ста республиканских и международных выставок, художественных пленэров, международных стажировок. Неоднократный лауреат художественных и архитектурных конкурсов, пленэров.
2009 г. – открыта Авторская галерея Андрея Осташова в Минске (ул. Богдановича, 1).
2013 г. – ретроспективная выставка скульптуры и графики в Михайловском замке Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, Россия).
2013 г. – обладатель премии в области искусства «Вера» в номинации «За широту замысла и грандиозность воплощения» по итогам VII Московского международного фестиваля искусств «Традиции и Современность».
Работы художника представлены в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Музее современного изобразительного искусства в Минске, Музее Малаги (Испания), во многих частных коллекциях Беларуси, Великобритании, Литвы, Польши, России, США и др.

Куратор выставки – Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства; автор текста, сокуратор – Екатерина Изофатова, старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы.







Выставка продлится до 12 февраля.