Игорь Герасименко: «Я занимаюсь самыми разными делами: проектами автомобилей, лётной техники, а стул — это любовь»


Расскажите пожалуйста о запатентованном вами стуле, о его особенностях и истории создания.

Всё очень просто. В позднее советское время мы с группой коллег делали планировки в зоне отдыха вокруг Нарочи. Ну а когда много занимаешься народной архитектурой, то и мебель становится объектом внимания. Поскольку мы не только проектировали, но и делали макеты, то у нас пошли какие-то макеты кресел, стульев. Мне захотелось сделать особенную мебель, но в крестьянском стиле. Я подумал, что крестьяне в своей простой мебели использовали далеко не все возможности. И тогда я придумал сделать кресло из дерева, но подпружиненное, мягкое. Подушечки, на которые усаживается человек, должны быть тоже подпружинены деревянными стержнями. Именно стержнями, ведь завитые пружины из дерева сделать нельзя, их делают из стали, а вот стержни — вполне. Несколько месяцев ушло на то, чтобы придумать, как эти стержни спрятать внутри кресла, чтобы они были подлиннее, ведь тогда они дольше сохраняются в работе. Главное было придумать этот приём, а дальше постепенно сложилось всё кресло. И оно, в единственном экземпляре, существует и по сей день.


А почему в единственном?

Потому что это не моя прямая работа, идея пришла просто по ходу и была реализована. Ещё кое-что интересное. Дерево ведь устаёт, в конце концов: пружины пружинят, пружинят, пружинят... и потом потихонечку прогибаются, и уже не распрямляются. Интересно то, что пружину из этого моего стула можно вытащить, перевернуть на 180 градусов — она же стержневая, — и опять на место вставить. Тогда она служит как и прежде.


В крестьянской культуре не все возможности исчерпаны. И это касается не только мебели. Чаще всего принимается самое простое решение. В доме-то надо жить, а не бесконечно его улучшать. К примеру, почему брёвна в доме должны горизонтально лежать? Так проще, мы привыкли видеть именно такие дома. Я недавно подумал, а что если все брёвна укладывать под углом? Получается тоже хорошо! Только окна в этом случае не прямые, а под наклоном. Если что-то не общепринято, это вовсе не означает, что так нельзя делать.

Почему вы считаете, что патент на этот стул оказался невостребованным?

В первую очередь потому, что я не прилагаю никаких усилий для того, чтобы популяризовать эту разработку. Некогда. Я занимаюсь другими делами: проектами автомобилей, лётной техники, а стул — это любовь. А любовь, как всегда, отодвигается назад. Занятость, пожалуй, единственная причина. Потому что в стуле много повторяющихся элементов, а раз есть повторяемость, то может быть и массовый тираж. Там же не уникальные элементы, в конце концов. То есть он, наверное, вполне мог бы быть произведён в массовом масштабе...

А есть ли этот стул у вас дома?

Дома он и стоит с тех самых пор, как был исполнен. Он уже сильно потерпел. Нарочью мы занимались при советской власти. Значит, лет 20 точно уже прошло, а то и больше!

В продаже он так и не появился?

Нет, конечно. Несколько раз выставлялся на каких-то торговых ярмарках. Я показывал свой стул, но производители того времени беспокоились о простоте исполнения и о том, чтобы сразу получить доход. А стул всё-таки непростой.

Я знаю, что на одном из курсов студенты Академии должны спроектировать и сделать стул. Как этому обучают?

В институте им. Широкова, где я сейчас работаю, как раз нет такой работы с материалами. Макетирование тоже представлено очень условными макетами по композиции и архитектонике, которые служат больше для освоения пространственных и иных категорий искусства. А что касается Академии искусств, по-моему, на специальности «Интерьер» стулья разной формы студенты выдают, начиная, наверное, с третьего курса. Там есть для этого мастерские.


А есть ли среди работ ваших студентов такие стулья, которые запомнились вам больше всего?

Ну, пожалуй, не могу такого сказать. Хотя однажды в Академии я задал одной из групп тему, более узкую, чем обычно, чтобы изменить отношение студента к процессу подготовки работ. Тема звучала примерно так: как создать место для сидения с обязательным использованием каких-нибудь вторичных материалов? То есть задача была не делать очередной стул из дерева или металла, а использовать именно вторичные материалы. И вот один из студентов собрал пластмассовые бутылки от Кока-Колы или кваса и, представьте себе, так их соединил с помощью мягких ремней, что они выдерживали вес человека и сами были очень лёгкими. Получилась очень интересная разработка. Фамилию студента, к сожалению, я забыл. Хотя разработка была замечательная.

Есть ли у Вас любимый стул?

Мой любимый стул сделан мастерами европейского дизайна. Это, конечно, известнейший стул Мис ван дер Роэ «Барселона». Он был создан мастером в 1929 году и до сих пор производится. Уверен, что в 2029, он также будет производиться.

Ещё есть замечательный стул Макинтоша. На этом стуле даже не очень удобно сидеть. Он условно называется стулом. Это был просто такой манифест. На него приятно смотреть, это — королевское сидение! Это символ стула. Исключительная вещь. Какое он имеет значение в жизни человека? Наверное, никакого. Достаточно того, что Вы его видите! (смеётся) 


Какова формула идеального стула?

В своё время был такой исследователь — Акерблом. И он вывел «линию Акерблома». На таком стуле было удобно сидеть, и эта «линия» позволяла и работать за этим стулом, и отдыхать. Он буквально был прочерчен под некое усреднённое тело человека. Наверное, так оно и есть. Но идеального стула быть не может. Вот мы с Вами беседуем вроде как за рабочими стульями, стулья для отдыха — другие. А есть стулья для машинисток, где к стулу приделывается такая скоба, куда машинистка опирается коленями. Она фактически не сидит на стуле, а вроде как с него соскальзывает, так как сиденье чуть наклонное. Но колени упираются в этот изгиб, и не дают возможности соскользнуть. Так что я не знаю идеального стула. Для меня идеальный стул — это самый красивый.


Стул — любопытный объект. Эксперименты с ним не прекратятся никогда. Потому что первое, на что мы смотрим, войдя в чужой дом, — куда бы сесть. (смеётся)