Белорусский союз дизайнеров

Инфопартнёры:

 




Роберт Матвеевич, расскажите нашим читателям о себе.

Я родился в России в городе Рыбинске Ярославской области. С 1945 года по 60-е жил в Кишинёве, и только после окончания художественного училища в России попал в Беларусь. Сначала три года армии, потом — Белорусский государственный театрально-художественный институт. Я всегда хотел заниматься монументальной живописью, но обстоятельства сложились так, что я стал художником-архитектором.
Ни о каком дизайне, естественно, в те годы никто слыхом не слыхивал.
Во всём СССР по инициативе Хрущёва были открыты специальные контрольные бюро. Там я и работал после окончания института. Мы проектировали мебель, делали её в одном экземпляре. Потом этот образец поступал на заводы и там её производили уже в промышленных масштабах.
Проектировали в основном под заказ, и, честно говоря, заказов было предостаточно. Мы делали мебель для курортов, лагерей, гостиниц, кресла для кинотеатров...

Что было вашим первым творением?

Я даже не помню, что было первым. Наверное, первый серьёзный проект — мебель для кабинетов министров.
Хотя ещё в институте на 3 курсе с Олегом Чернышевым мы придумали и сделали кресло-гардероб. Оно предназначалось для кинотеатров, ведь там не предусмотрена гардеробная. Кресло было сконструировано так, что внутрь можно было убирать всю верхнюю одежду.

Сложно было?

Ничего сложного в этом деле нет. Когда делаешь что-то новое, появляется интерес, азарт…

А когда в СССР появился дизайн?

В 60-е всё производство в стране  было станковое и носило скорее идеологический характер. Короче говоря, просто был план. Наряду с планом, страну постоянно сотрясали мудрые решения партии о дальнейшем повышении. И только в 70-х появился дизайн — взрыв цивилизации в сторону лучшего. Дизайн — это искусство материальной культуры. Он был тогда в основном явлением умственным, вербальным, нежели визуальным.
Я считаю, что искусство должно проникать во все сферы жизни, окружать человека повседневно и ежечасно. Сейчас мы находимся на вершине искусства, ведь всё делается человеком и для человека.

Что вы можете рассказать об архитекторах «старшего поколения»: Гусеве, Харламове, Ботковском?

Валентин Иванович Гусев — основоположник архитектурной школы в Беларуси. Он первым стал пропагандировать дизайн в нашей стране. Родился он в России, но по распределению после окончания МАРХИ попал в Беларусь, так что его по праву можно считать отечественным зодчим. Он много хорошего сделал для нашей республики. Валентин Иванович работал в «Военпроекте», где наряду с другими проектами занимался восстановлением здания Красной Армии. После «Военпроекта» был «Госстрой». По замыслу Гусева было построено здание Управления Белорусской железной дороги, главный штаб и военный госпиталь Белорусского военного округа, жилые дома. Всего около 70 объектов.

Штаб Белорусского военного округа. Снимок 50-х годов

Помимо проектирования, Гусев преподавал на кафедре архитектуры Белорусского политехнического института, и руководил кафедрой интерьера и оборудования Белорусского государственного театрально-художественного института. У него было интересно учиться. Гусев был не просто практиком, он — идеолог, называл себя «беспартийный коммунист». В прошлом году отмечался его столетний юбилей.
Иван Петрович Харламов — чистый художник. Он грамотный и очень талантливый человек.
Сергей Борисович Ботковский пять лет был главным архитектором  Минскпроекта. С 1978 г. — заведующий кафедрой интерьера и оборудования Белорусской академии искусств. Реконструировал корпусы химического и биологического факультетов, пригородный железнодорожный вокзал, часовой завод и др.

                                       Часовой завод

Роберт Матвеевич, нам известно, что заслуженный архитектор Беларуси Леонид Макаревич — ваш ученик.

Да, я вёл у него «проектирование». Ещё когда он был моим студентом, я его выделял. Он умел слушать и делать выводы. Позднее мы стали дружить семьями. Его сын занимается архитектурой, а дочь — член Союза художников.
Я знаю, что сам Леонид родом из Барановичей. Родился в очень хорошей, трудолюбивой семье. И он действительно умеет работать с деревом.
Он, как и я, работал в ЭКБ, можно сказать, перенял у меня эстафету. Я научил его делать заявки на промышленный образец.
Его проекты — кинотеатр «Октябрь», Дом Советов, Дом пионеров, здание Управления КГБ, церковь Александра Невского в Барановичах, храм преподобного Серафима Саровского в Белозерске, собор во имя св. мученика Феодора Тирона в Пинске, и многое другое.
Его, пожалуй, я и могу назвать самым продуктивным «художником-архитектором» в Беларуси. Он перепланировал практически всю «официальную» мебель в нашей стране. Леонид всегда получал много заявок, был в свое время главным архитектором после Эрна Шуберта.

Дом Советов (1973)

                           Кинотеатр «Октябрь» (1970)

Как вы полагаете, могут ли в будущем кардинально измениться технологии производства деревянных стульев?

Сейчас вся мебель на пластмассе и металле. Особенно  в общественных зданиях. Для жилья, конечно, лучше дерево.
Дерево — это уже произведение природы, и мастерство заключается в том, чтобы это произведение не испортить. Я уверен, что настоящим дизайнером, художником-архитектором может стать только человек, который сам работал в мастерской, который умеет работать с деревом. Поэтому для наших студентов обязательное условие защиты дипломного проекта — выполнение его «в материале».
Технология производства, конечно, может измениться. Главное, выявить все свойства материи. И оборудование, конечно, должно быть на достойном уровне.

Подготовила Марина Кирченко


Новые материалы на сайте

Minsk Design Week 2019

Minsk Design Week 2019 афиша

Уважаемые коллеги и друзья!

Приглашаем принять участие в нашем дизайнерском фестивале

MINSK-DESIGN-WEEK-2019 (1-10 мая, Верхний город, Минск)

Подробнее...

ПОСТУЛАТ - 2018

Мероприятия в рамках проекта “Постулат 2018 ТРЦ Galleria Minsk, пр-кт Победителей, 9, 3 этаж

Вход на все мероприятия программы свободный

Подробнее...

​Пайшоў з жыцця Міхал Анемпадыстаў…

Пайшоў з жыцця Міхал Анемпадыстаў…

Сябра саюза БСД, сябра Рады БСД і проста сябра.

Нарадзіўся ў Мінску ў 1964 годзе, скончыў Мінскую мастацкую вучэльню імя Глебава, але ці адкажуць сухія біяграфічныя звесткі, кім ён быў для ўсіх нас?

Неяк ён казаў, што яго жыццёвай місіяй ёсць зрабіць жыццё лепшым, і на працягу жыцця ён ствараў лепшую Беларусь, як дызайнер працуе над праектам. Не толькі выбітны графік, дызайнер, мастак, але і паэт, словы якога пра простыя словы і простыя рэчы ведае, мабыць, кожны беларус. Аўтар “Народнага альбому” – першага супольнага беларускага музычнага праекта. Ды й не толькі яго. Аўтар тысячаў плакатаў, афіш, налепак, вокладак – таго, што надае належную форму адпаведнаму зместу. І многія не ведаюць пра яго аўтарства, бо Міхал не меў звычкі хваліцца сваімі дасягненнямі. Сціпласць, годнасць, тактоўнасць былі стылем яго жыцця.

Подробнее...

ХХХLет БСД

Белорусскому союзу дизайнеров – 30 лет.

30 лет назад 14 декабря состоялся учредительный съезд Союза Дизайнеров БССР. В союз было принято 70 человек, избран председатель правления, секретариат. Сейчас нас уже 700 представителей профессии. У нас представлены дизайнеры-графики, дизайнеры интеръера и промышленные дизайнеры, представители фэшн, мультимедиа, экспо-дизайна, фотографики, архитектуры, скульптуры, живописи, педагоги, кураторы и искусствоведы. Если среди основателей союза ведущую роль играли промышленные дизайнеры, во второй половине 1990-х – 2000-е – дизайнеры-графики, то сейчас наиболее заметной частью союза являются дизайнеры интерьера, как наиболее востребованная сфера дизайна. За последние годы произошла стремительная феминизация профессии, что не может не радовать, в организации сейчас 357 женщин, что сейчас – больше половины союза, тогда как в 2002-м году они составляли лишь четверть. Белорусский союз дизайнеров – республиканский, поэтому в нём представлены все регионы Беларуси. Помимо Минска наиболее многочисленны представители Витебской области, которые совсем недавно приступили к созданию своего областного отделения с правами юридического лица. Многие из дизайнеров работают и живут за пределами нашей Родины.
Подробнее...

Новыя рэквізіты!

Дорогие коллеги!

Важная информация!

Изменился расчётный счёт и банк

Р/с BY51BPSB30153030830119330000 в ОАО «БПС-Сбербанк», г. Минск, банковский идентификационный код BPSBBY2X

Остальная информация не изменилась.