Как выглядит дом дизайнера мебели?

Участник "Постулата" белорусский дизайнер Максим Шняк рассказал о том, как выглядит дом дизайнера мебели, о собственных предпочтениях в дизайне, а также о процессах образования и самообразования.

Максим Шняк - белорусский дизайнер мебели, посуды, электроники, ламп, фурнитуры и многих других объектов промышленного дизайна, часть которых была запущена в промышленное производство.
Живет и работает в Михановичах и Минске, Беларусь.

Как обстоят дела с дизайном стульев в Беларуси да и с дизайном в целом? Как Вам белорусские фирмы?

Некоторые свои вещи я бы хотел сделать в нескольких экземплярах именно в Беларуси. Но вот был у меня такой случай: я хотел сделать стол из гнутого стекла, понимая, что техническая база у нас это позволяет, но минская фирма отказала, сославшись на то, что у нас такого не делают, а везут из Польши или из Китая.
Или ещё, например, в Беларуси хватает неплохих фирм в сфере деревообработки, у которых есть достаточно современные станки. Для них можно было бы сделать несколько специальных проектов, раз имеется оборудование.
Мягкую мебель у нас делают на вполне приемлемом уровне, но продукция, однозначно, напоминает ремейки передовых европейских компаний.
Однажды я разговаривал с представителем одной московской фирмы. Оказывается, белорусские металлические двери в Москве активно продаются. Я предположил, что все эти формы, дизайн дверей - всё взято у итальянских фирм, на что мне ответили, что вполне возможно, но корейцы тоже поначалу копировали свои машины, а после успешно стали выпускать свои. Вот я и думаю, что Беларуси тоже нужно пройти через этот процесс грабежа идей, но постепенно обязательно перейти к чему-то своему. Я думаю, всё это у нас ещё впереди.

Где можно купить стул от Максима Шняка?

Стул от Максима Шняка можно купить или в Москве, или в Петербурге. Это ближайшие города, в которых торговые центры заказали партии тех или иных моих стульев.

Хорошо ли продаются там ваши стулья?

Среди заказанной мебели были предметы из моей коллекции - и они продались. Кстати, продались по той причине, что были яркими! Рядом были выставлены две коллекции - коричневого и фиолетового цветов. И покупатели выбирали однозначно фиолетовую, потому что цвет начинал психологически работать. Мебельная марка, которую зарегистрировал мой директор, старается делать яркую мебель. Более того, именно на это мы в будущем и будем делать ставку.

А как получается совмещать творчество и зарабатывание денег?

Однажды мне нужно было спроектировать детскую палатку. Для меня это не так интересно, как проектировать, скажем, вилки. Но всё равно, приступая к работе, я заставлял себя найти в ней интересное. Как работу я дизайн не рассматриваю. Я стараюсь каждый раз себя увлечь новым заданием.
Бывает, конечно, сложно, ведь заказчика находит и подписывает с ним контракт моя фирма. На разработку дизайна бывает всего неделя - и я вынужден следовать этим условиям. В таком случае, какой бы у меня ни была голова, пустой или наполненной, я сажусь и начинаю вникать, смотреть аналоги и рисовать. Я стараюсь никогда не останавливаться. А вообще, самые удачные мои идеи возникали достаточно спонтанно. Половина всех идей пришла в электричке.

Очень интересно, как выглядит дом дизайнера мебели. Вы делаете что-то своими руками или всё покупаете?

Дело в том, что я больше занимаюсь проектированием. В этом есть свои плюсы и минусы. Я не учился именно на дизайне, а значит, смотрю на вещи немного иначе, чем профессиональные дизайнеры, - и иногда это помогает. С другой стороны, часто хочется сделать свой предмет, многие мысли требуют производства! Дома просто так их не сделаешь: нет инструментов, станков. Я живу в обычной квартире. Мой главный инструмент – это компьютер, и я стараюсь именно этим инструментом работать максимально качественно.

А как бы Вы обставили квартиру, если бы сами были заказчиком?

Если бы я обставлял свою квартиру, то половина тех вещей, которые я проектирую, мне бы точно не понадобилась. Мне бы хватило самого банального стола, тумбочки, кровати, полки какой-нибудь и компьютера. Да и вообще, чтобы хорошо себя чувствовать, много не надо. Это моя позиция, сама жизнь так показала. Если ты дизайнер, это не значит, что ты мечтаешь обставить всю квартиру своими вещами. Многие современные предметы мне кажутся надуманными. Кому-то, может, и необходима, сложная лампа, которая умеет всё. Но когда я искал замену своей старой пластиковой лампе, я не нашёл ничего лучшего самой обычной лампы, штатив которой крепится за стол. Прекрасная, очень надёжная и удобная лампа. Её не замечаешь, но она работает и исполняет свои функции на все сто. Мне как дизайнеру чаще всего хочется, чтобы вещь была без лишних примочек. Но не всегда заказчик в этом солидарен - он хочет, чтобы форма удивляла. Согласен, что это тоже надо. Человека иногда нужно провоцировать формой. Но есть такие провокации, которых лучше бы не было. (смеётся)

А вы делаете что-то против своего видения: заказчик сказал – Вы предоставили?

Та схема, по которой я сейчас работаю, предполагает достаточную свободу. Мне, конечно, дают задания: Максим, мы подписали заказ - нужны эскизы. Сначала мой эскиз оценивает дирекция. А ведь в дирекции - совершенно разные люди! И только когда мы принимаем коллективное решение насчёт эскиза, тогда я оформляю всё в презентацию и мы отдаём проект китайцам. Это звено тоже непростое - ведь пока до меня дойдёт комментарий китайцев! К счастью, нам доверяют. Конечно, заказчик может высказать какие-то сомнения, но такого, чтобы меня заставляли сделать именно что-то конкретное, не было никогда. Всё-таки предложение исходит от меня. Во главе угла для всех нас - заказчиков и дизайнеров - то обстоятельство, что предметы, которые мы делаем, предназначены для массового производства, и поэтому вопрос рынка, то, как он отреагирует на появление нового товара, решает всё.
Иногда смотришь на предмет глазами художника, а рынку нужно совсем другое. Автор не всегда может понять особенности рынка, кроме того, для каждой страны эти законы разные.

Например?

Европа любит минимализм и остроумные вещи. А Американцы - страшные гнутые вещи из нержавейки.

А в Беларуси есть какие-то предпочтения?

А Беларусь… не знаю. Честно, не знаю. Кто-то насмотрелся европейских сайтов и по-европейски понимает, что такое качественная и грамотная вещь. Кто-то вообще не задаётся подобными вопросами и берёт то, что есть в магазинах.

Вы бы отдали предпочтение стулу известной или малоизвестной фирмы?

Часто бывает, что мне больше нравятся предметы неизвестных студий. Мне интересна такая форма работы, когда 3-4 дизайнера собираются вместе и ищут столярные мастерские, чтобы реализовать в материале свой проект стула.

Как Вы считаете, чтобы быть дизайнером, этому нужно учиться или же сейчас время непрофессионалов: каждый, что умеет, то и делает?

Я бы не стал обобщать. Например, Уильям Моррис, чьи работы - вершина минималистического, сдержанного дизайна, учился своей профессии в Англии, потом в Германии и стал супер-профессионалом со своей собственной философией. А скажем, Том Диксон - вообще не дизайнер по профессии, просто к нему в голову приходили интересные идеи предметов, которые он реализовывал, а потом их заметил один итальянец - и дело пошло. Теперь он вроде как тоже вершина. Наконец, я сам занимаюсь дизайном, хотя вышел из несколько иной сферы - сферы декоративно-прикладного искусства и станковой скульптуры. И я ценю этот опыт. Он позволяет мне видеть вещи не такими, как видит их большинство дизайнеров.

Спасибо за интервью!

Работы Максима Шняка можно посмотреть тут.