Визуализация. Между прошлым и будущим. Эссе

Визуализация. Между прошлым и будущим. Эссе

Между первым наброском в блокноте и бронзовым памятником, между схематичным планом и шумом листвы в новом сквере находится критически важная территория — территория визуализации. Это не просто этап работы, а скорее язык — сложный, многогранный, единственно возможный для диалога о том, чего ещё нет. Как человек, чья профессиональная жизнь балансирует между анализом прошлого в роли искусствоведа и проектированием будущего в роли дизайнера, я воспринимаю этот язык как миссию.

Особенно остро это чувствуется в работе комиссии по монументальному искусству города Минска при обсуждении проектов общественных пространств: здесь качество визуализации становится мерой нашей профессиональной честности, глубокого диалога с будущим и прошлым в попытке услышать и увидеть то, что ещё только должно состояться. Это не только владение графическим софтом, но знание пропорций классического ордера (если мы говорим о дополнении исторической среды), понимание супрематических экспериментов (если мы ищем форму для современного мемориала), чувство материала, в основе которого изучение византийской смальты и фресок Возрождения.

Прежде чем материал обретёт форму, она должна убедить, объяснить, предвосхитить. Плоскостной, безжизненный эскиз может обесценить самую смелую идею, создав у заказчика или членов комиссии искажённое впечатление. Напротив, глубокая, контекстуальная работа — та, что учитывает игру света в разное время суток, масштаб относительно идущего человека, — переводит спор о вкусах в конструктивное русло анализа. Она делает невидимое — видимым, а субъективное — предметом общего обсуждения. Это первый и главный барьер на пути к сиюминутным, безликим или просто нелепым решениям, цена которой — испорченная на десятилетия городская среда.

Новый проект в контексте городской среды — это не чистый лист. Мы входим в насыщенное смыслами поле. Как точно заметил культуролог Юрий Лотман, город — это не набор зданий, это память, воплощенная в камне. Наша задача — не навязать этой памяти слепое пятно собственного «творческого эго», а попытаться её продолжить, развить, дать ей новый повод для диалога с современным человеком. Качественная визуализация и есть первый инструмент такого «разговора с памятью». Визуализация позволяет смоделировать, как новый объект поведёт себя в сложившемся контексте: станет ли он чужеродным элементом или, напротив, выявит скрытые ранее связи и исторические пласты.

Сегодня язык визуализации переживает революцию. Современные инструменты позволяют не просто показать, а погрузить зрителя в замысел. Можно буквально пройтись под сенью ещё не посаженных деревьев, оценив, как будет падать тень на будущую мозаику. Здесь на сцену выходит искусственный интеллект — в умелых руках он феноменальный генератор вариантов, способный за минуты проанализировать тысячи исторических и современных аналогов. Но его фундаментальная ограниченность — отсутствие собственного вкуса и понимания сути.

Именно поэтому в эпоху технологического изобилия роль фундаментального образования и воспитанного вкуса возрастает многократно. Цифровой инструмент, попав в руки профессионала, вооружённого знанием, порождает выдающиеся результаты. В руках же дилетанта — это лишь более быстрый способ произвести безвкусицу. Что такое «знание» в нашем контексте? Это не только владение графическим софтом. Это — понимание пропорций классического ордера, если мы говорим о дополнении исторической среды. Это — память о супрематических экспериментах, если мы ищем форму для современного мемориала. Это — чувство материала, идущее от изучения византийской смальты и фресок Возрождения. Без этого культурного багажа любая, даже технологически приемлемая визуализация, рискует стать пустым, безродным артефактом.

Обращаясь к мысли философа и искусствоведа Павла Флоренского, который отмечал, что произведение монументального искусства — это всегда диалог со временем и местом. Оно должно не просто стоять в пространстве, а выявлять его смысл. Современная композиция — будь то скульптура, рельеф или световая инсталляция — должна стремиться к выявлению смысла и назначения места. Технологии визуализации, включая возможности искусственного интеллекта крайне полезны в контексте анализа и подбора вариантов, но итоговый выбор — всегда акт интеллектуального, этического и эстетического суждения, основанного на знании и вкусе.

Таким образом, современная практика визуализации в дизайне и монументальном искусстве покоится на трёх столпах. Ответственность — понимание, что эскиз есть начало того, что потом может стать частью окружающей нас реальности и будет оказывать влияние на жизнь тысяч людей. Технологическая грамотность — смелое и критичное освоение новых инструментов как средств, а не целей. И, наконец, безупречный вкус, взращённый на непрерывном изучении истории искусства, архитектуры и культуры.

Создавая образ будущего, мы  берём на себя смелость предсказать красоту, дать ей шанс на существование. Здесь нет места приблизительности или невежеству. Есть только трепет, знание и тяжёлая, но важная работа по переводу немого импульса творчества в ясный и убедительный визуальный язык.

Алексей Фёдоров

Информация

Белорусский союз дизайнеров был создан решением учредительного съезда 14 декабря 1987 года  для объединения профессионалов, развития дизайна и защиты интересов творческих работников. Поддержка молодых талантов через мастер-классы, конкурсы, сотрудничество с вузами, организация масштабных выставок, интеграция в мировое дизайн-сообщество, лоббирование интересов отрасли, участие в разработке стандартов и защита авторских прав позволили союзу стать ключевой платформой для развития дизайна в Беларуси, сочетая традиции с современными трендами.

Контакты

Почтовый адрес: 220039, г. Минск, ул, Брилевская, 14, а/я 78
Тел.: +375 (29) 380-80-75
E-mail: unidby@gmail.com
Официальный телеграм канал ОО БСД: @unid_by
г. Минск, ул. Брилевская, 14
Время работы: 10.00 – 15.00, понедельник-пятница